XVII-2. Отсутствие достоинства


Это относится к позиции «не буду сражаться, буду уповать на милость напавшего». Тема сложная: есть действительно непростые ситуации — скажем, если вы несете в чемодане несколько кило денег, а у вас требуют лишь кошелек, то логично отдать. Или вы идете с маленьким ребенком на руках, и есть риск, что он пострадает. И, понятно, далеко не в каждом случае имеет смысл реагировать на каких-нибудь идиотов, которые сидят бухают на лавочке и решили позабавиться, попытавшись вас как-либо оскорбить. С другой стороны, не так уж редко хотят не просто ограбить, но еще и покуражиться — и в этом случае выполнение требований вызовет лишь ухудшение ситуации: «он не сопротивляется, можно поизгаляться и почувствовать себя крутыми».

Короче говоря, я не буду тут призывать к безусловному геройству и т.п., решайте сами по ситуации. Однако есть толстый нюанс: если некто решает не обороняться не ситуативно, а заранее, a priori — это совсем другой вопрос. В этом случае имярек даже не рассматривает возможность сопротивления; «не сопротивляться, чтобы не происходило» — жизненная позиция.

Люди делятся не на «волков и овец», как утверждает Гоблин (типичная позиция гопника, кстати говоря), а — если по обсуждаемой теме — на тех, для кого честь дороже жизни и на тех, кто готов на что угодно, лишь бы сохранить эту никчемную жизнь.

Из старого, по несколько другому поводу:

«”Лучше дважды потерять самоуважение, чем один раз жизнь” — ничего не нужно моделировать, все модели имеют в жизни реальные прототипы.

Ведь этот “девиз” только ради патетики содержит в правой части “жизнь”, а по сути — что только не подставляется справа, если “самоуважение” — разменно…

Что самое интересное — за отработку такого “девиза” переставали подавать руку в большинстве “необывательских” (по сути — не-потребительских) социальных групп во всем обозримом (хоть как-то вербально зафиксированном для потомков) историческом прошлом… Можно расценивать это как первые проявления личностно-эволюционной перспективы, которые совсем не требовали вербализации — вот просто возникало такое ощущение — “…говно”. Как реакция уважающих себя на того, кто разменял самоуважение. Не важно, на что именно.

А поговорка-оправдание “человек слаб” — своеобразный маркер.

Эволюционно-тупиковой ветви.

Эволюционные предпосылки — они ведь всегда “на предыдущей ступени” (в данном случае — в социуме). Любая, даже самая бакланская, тусовка никогда не будет уважать того, кто не уважает себя сам. Тут ведь принцип простой — отношение субъекта к себе выставляет “планку” отношения к нему извне. Если кто-то считает себя мудаком, то другим нет никаких оснований считать иначе».

Нормальный развитый индивид желает, чтобы все развивались (включая его самого); «превосходство каждого над каждым в известном отношении», как писал Ницше. Но есть и те, кто ничтожен как личность, но при этом все же не достаточно глупы, и они это осознают. И, не в силах развиться до уровня личности, не имея силы воли, чтобы решиться отстаивать — даже не свои принципы, их нет как класса — а просто себя лично, они стремятся принизить других до своего уровня. Лишь делая это, они маскируют от себя же свою ничтожность. В данном контексте — они, понимая, что их будут презирать, продвигают тезис «всем не надо сопротивляться», а для надежности выступают за лишение права сопротивляться эффектвивно.

Есть хороший рассказ на эту тему, рекомендую.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>