XX. Методичка по полемике с прогибиционистами


Как писалось в начале, хоплофобы и прогибиционисты — это не синонимы.

Xоплофобы отличаются иррациональным отрицанием целесообразности возвращения права на КС для самообороны. Действительно страдающие фобией на оружие (аналогично агорафобии и т.п.) понимают, что у них психическое расстройство и не представляют интереса для обсуждаемой темы. Однако есть — и их гораздо больше — хоплофобы,которые выступают против оружия по причинам психологического характера (см. вопрос VII:1).

Важно понимать, что это — именно иррациональная позиция, а не осознанная логическая. Когда есть аргументированная позиция «против Х», то у всех, придерживающихся такой точки зрения, аргументация сходна и непротиворечива — понятно, что недостатки Х вызывают критику, непосредственно с ними связанную.

Однако против КС набор аргументов хаотичен и самопротиворечив: одновременно «люди не смогут стрелять» и «все всех перестреляют»; «купят все, будет ужас что» и «смогут купить только богатые» и т.п. Иногда даже один хоплофоб озвучивает взаимоисключающие аргументы, по принципу «этот гад — во-первых, гомосексуалист, во-вторых — импотент, и в-третьих — перетрахал всех баб в подъезде». Поскольку логически и фактологически хоплофоб обосновать свою позицию не в состоянии, он вываливает поток сознания вида «ой-да-разве-можно-такое-допустить?!» — а вдруг что-нибудь подействует? К тому же, если вывалить сразу десяток якобы аргументов, то опровергнут несколько, а остальные якобы «прошли» — ура, можно радоваться!

Прогибиционисты якобы более логичны, их псевдологика апеллирует к «может же такое случиться», русофобии и т.д. и т.п. — проще говоря, вместо истерики идет демагогия.

Разумеется, можно быть одновременно и тем, и другим. Важно понимать: вы никогда не переубедите прогибициониста/хоплофоба, особенно публично. Это можно сделать лишь аккуратной методичной работой, хорошо зная психологию и т.п. Крайне редко имеет смысл это делать — если вам человек чем-то дорог и т.п.

При любом публичном обсуждении — хоть по ТВ, хоть в интернете или даже на вечеринке, надо обращать внимание не на переубеждение — это бесполезно и сильно раздражает («как можно не понимать элементарного?!»). Задача иная: работать на публику. Вы, независимо от вашего желания, участвуете не в дискуссии, а в полемике. К счастью, ваша задача значительно облегчается: вам не надо врать, применять демагогию и т.п.: вполне достаточно говорить правду. Но делать это надо осмысленно — так, чтобы зрителям было интересно и забавно.

Большинство граждан попросту не задумывались над вопросом разрешения КС, их позиция «против» — результат пропаганды прогибиционистов и заразных страхов хоплофобов. Поэтому вы должны переубеждать именно их — причем косвенно. Если начать убеждать «в лоб» — будет сопротивление («как так, я ошибаюсь!»), а вот если зритель решит, что дошел до всего сам, наблюдая над полемикой со стороны, — очень вероятно, что он начнет придерживаться разумной позиции. Это же не навязали, он сам так решил.

Итогом полемики должно быть «хорошо посмеялись над этим болваном» — и болваном должны оказаться не вы.

Правило первое: заставьте прогибициониста обороняться. Это куда сложнее, чем нападать в дискуссии. Перехватывайте инициативу. Ответили кратко на вопрос — задайте свой!

«— Есть же другие средства самообороны, например, ножи!

— Это не эффективно против нескольких нападающих, надо очень хорошо уметь владеть — это значительно сложнее, чем владеть КС, толстую одежду сложно пробить, сами агрессоры тоже легко могут быть вооружены ножами, т.к. ответственность даже за боевой нож административная. Моя очередь задать вопрос: скажите, пожалуйста, что именно вы предлагаете в качестве оружия самообороны, если отвергаете КС».

Пусть предлагает — а вы отвечайте согласно разделу IХ.

Правило второе: не спускайте с крючка! Оппонент обязательно попытается соскользнуть, настаивайте на четком ответе, чтобы либо он согласился, что был не прав, либо вы. Ну а поскольку правда за вами — это очень эффективно.

«— Я предлагаю изучать айкидо и электрошокеры. А вы понимаете, что можно случайно убить ребенка, если вы промахнетесь и рядом будут дети?

— Не меняйте вопрос на ходу, сначала разберемся с уже затронутым вопросом. Итак, вы признаете, что нож неэффективен?»

Далее два варианта:

«— Нет, эффективен!

— Обоснуйте. Представьте, что на вас нападают трое, вооруженных арматуринами. У вас есть нож — что конкретно вы будете делать?»

И пусть расписывает, а вы будете комментировать этот идиотизм на потеху публике.
Второй вариант:

«— Хнык… Ну ладно, убедили — нож неэффективен…

— Отлично, вы признали ошибочность своей позиции. А тогда что именно вы предлагаете в качестве оружия самообороны, если отвергаете КС?»

И возвращаемся.

Ваша цель — не прочитать лекцию, в которой тема будет развита всесторонне, а выставить оппонента некомпетентным идиотом. Пусть вы будете говорить битый час только на тему «чем защищаться» — и ладно; главное, чтобы 50 минут из часа ваш оппонент оправдывался.

Одновременно обсуждается лишь один частный вопрос, если вам заявили пачку сразу — занудно разбирайте их по очереди. Оппонент будет очень злиться :-)

Правило третье: будьте убийственно логичны и последовательны. За вами — правда, вам не нужны уловки, вранье и т.д. Пусть ваш противник истерит и т.д. — отвечайте спокойно, с сарказмом, по пунктам. И требуйте ответа за слова, разумеется.

«— Америка не указ, в ЭТОЙ стране нельзя!

— Ответьте, только честно: вы действительно считаете русофобию аргументом?

— Это не русофобия! Это правда!

— У каждой нации есть свои достоинства и недостатки. Не известно ни одного случая, чтобы после разрешения КС возрос уровень преступности, связанной с насилием; ни в одной стране. Вы считаете, что русские уникальны, и преступность возрастет?

— Да, так как все алкоголики!

— Это и есть русофобия: вы априорно назначаете «будет плохо», хотя нигде в мире такого не случалось, т.е. русские — хуже всех в мире».

И т.д. — дожимать, пока не откажется от тезиса.

Правило четвертое: воздействие на эмоции доступно и для вас. Оппонент обязательное будет давит на эмоции, пытаясь отключить логическое восприятие толпы (которое и так невелико). Но то же самое можете делать и вы, но в дополнение к фактам и логическим выкладкам.

«— Девушки не будут носить КС!

— Почему это? Все, конечно, не будут — как и мужчины. Но давайте подумаем: а чем именно вы предложите обороняться хрупкой девушке, на которую напали обдолбанные наркотой отморозки? А если она беременна? Если у нее будет выкидыш и она больше не сможет рожать — что вы ей скажете? Чем предложите обороняться старикам и инвалидам?»

Правило пятое: не поддаваться на верблюжью провокацию. Нередко в полемике вам предлагают доказать, что вы — не верблюд. Не ведитесь: кто тезис заявил, тот его и обосновывает. Безотносительно того, положительный он или отрицательный. Некто сказал «бог есть» — должен доказать. Но если некто заявил, что «бога точно нет» — доказывает он, а не первый, что «точно есть».

«— Те, кто хочет носить КС, — злобные маньяки!

— Докажите ваш тезис, пожалуйста.

— Это всем ясно, иначе бы они не хотели КС!

— Вы проецируете, а тезис с квантором общности опровергается единственным контртезисом. Я так не считаю, так что ваш тезис не верен.

— Да вы же маньяк! Докажите, что это не так.

— Вы выдвинули тезис — вы и обосновывайте».

Правило пятое: отметать некорректную индукцию. Прогибиционисты часто пытаются преподнести «может быть и так» как аргумент «против». Но значение имеет лишь статистика, единичные случаи доказательством не являются. Это — не стесняться твердить на мотив «Carthago delendam esse».

«— Могут быть несчастные случаи из-за неаккуратного обращения с оружием!

— Могут. Вы считаете, что их будет больше, чем предотвращенных преступлений?»

Правило шестое: уточняйте формулировки оппонента выгодным вам образом.
Часто не мешает переспросить, уточняя понимание тезиса, и аккуратно переформулировать его выгодным вам образом. При этом вовсе не надо искажать смысл — надо лишь расставить акценты: «вы сказали по сути то-то, не так ли?».

«— КС специально предназначен для убийства людей!

— Я правильно вас понял? Вы считаете, что если нечто специально предназначено для убийства людей, это надо запретить, а если не предназначено специально, то это совсем другое дело?

— Именно так!»

Вариант первый:

«— Отлично. Значит, вы согласны, что можно разрешить спортивно-охотничий пистолет Desert Eagle? Он уж точно никогда не предназначался специально для убийства людей!» Тут зрителям хорошо показать картинку — что, по словам оппонента, носить можно. Desert Eagle на картинке, правда, не впечатляет, так что лучше заготовить более наглядное фото — скажем, охотничьего револьвера Smith&Wesson 500 Magnum® Hunter или охотничьего пистолета Maadi-Griffin 50 BMG.

Вариант второй:

«— Отлично. Значит, дробовики и карабины, которые сейчас продаются, это нормально, а КС — нет. Хотя смертность при попадании из КС — около 20%, а если попасть из дробовика 12-го калибра — то под 90%, и большинство выживших остаются инвалидами. Где логика? Вам важнее формальный, причем выдуманный вами критерий, или эффективность именно в плане “остановить преступника”?».

Правило седьмое: указывайте на некомпетентность. Это легко — большинство хоплофобов понятия не имеют, о чем говорят. Если удастся вывести на «нажать на курок», то над вашим оппонентом будет ржать пол-интернета. Мол, в некоторых моделях придется специально просверлить дырочку и тыкать туда спичкой :-) Также полезно задать вопросы вида «объясните, что такое останавливающее действие и почему оно так важно для самообороны».

Разумеется, речь идет не только об оружейной тематике: скажем, чисто формально-логические ошибки у прогибициониста будут всенепременно. Не стесняйтесь тыкнуть пальцем.

«— Возрастет количество убийств из КС!

— Ну так цель — чтобы убивали меньше вообще, а не именно из КС».

Правило восьмое: не забывайте про социум в целом. Замечено, что прогибиционисты принципиально игнорируют то, что КС у некоторых способствует улучшению ситуации в целом, а не только для владельцев КС. Указывайте на это обстоятельство.

«— Большинство все равно не будет использовать КС, и на них-то и будут нападать! Вряд ли девушка или старик будут покупать КС.

— Во-первых, некоторые — будут. Во-вторых, вероятность, что на помощи придет прохожий, куда больше, если у него будет эффективный в этой ситуации КС, чем если его не будет».

Примечание: любой запрет требует обоснования. Поэтому, даже если право на ношение КС ничего не изменит, смысла в запрете нет — можно разрешить. Таким образом, именно сторонники запрета должны обосновывать, почему этот самый запрет необхо-
дим.

***
Уточнения, дополнения и другие примечания шлите на warrax@warrax.net с понятным заголовком письма.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>